выбрать приоритеты

9 способов выбрать приоритеты

Как выбрать приоритеты?  Приоритет – это первенство по времени в открытии, изобретении чего-н. Словарь

«Тратьте ваше невосполнимое время на Главное» – цитата, которая больше всех запомнилась мне в книге Глеба Архангельского «Тайм-драйв»

«К сожалению, в наших школах и вузах практически не учат расстановке приоритетов. Не учат определять для себя, что — главное, а что — не очень. Есть обязательная программа, из которой, как считается, необходимо усвоить «все». Что из этого «всего» вам нужно, что очень нужно. А что — так себе или вообще не нужно, — об этом обычно никто не задумывается.

В нашей жизни такой «обязательной программы» нет.

Хочется многого: и успехов в работе, и счастья в личной жизни. И сходить в ресторан с друзьями, и почитать любимую книгу… «Все-все-все» — не успеешь, приходится выбирать.

Вся наша жизнь — непрерывный выбор.

В этой статье рассмотрим несколько основных вариантов определения приоритетов.
Когда в нашей жизни расставлены приоритеты, мы четко знаем к чему идти. Мы не размениваемся на мелкие дела. Концентрируемся на том, что принесет нам 80% успеха.

Как же правильно расставить приоритеты?

В наших планерах тоже есть описание выбора приоритетов, чтобы при использовании, человеку не нужно было искать информацию извне – все уже записано)

  1. «Матрица критериев»

Глеб Архангельский в книге «Тайм-драйв» предлагает «Матрицу критериев» определения приоритетов

  1. Определить критерии (5-7 основных ценностей), по которым мы оцениваем варианты.
  2. Оценить критерии, определить их важность.
  3. Оценить варианты по каждому критерию.
  4. Подсчитать взвешенные оценки вариантов, выбрать оптимальный.

Матрица критериев помогает сделать процесс выбора не стихийным, а осознанным, «прозрачным». Позволяющим принять во внимание гораздо больше параметров, чем мы способны одновременно удержать в голове

«На основе чего мы ежедневно определяем, что этой задачей нужно заняться в первую очередь? А этой — во вторую? У каждого из нас в голове действует матрица критериев, на основе которой мы взвешиваем задачи. Эта матрица зависит от профессии, типа личности и многих других параметров. Нет единственно верной матрицы критериев. Попробуйте выписать те критерии, на основе которых вы ежедневно взвешиваете задачи» – Г. Архангельский

  1. Ценности

Ценности человека – это то, что для нас является самым главным на данный момент жизни. То, ради чего мы готовы пожертвовать многим.

Психологи и коучи выделяют такие базовые ценности: Работа, Отношения, Семья и друзья, Быт. Тело и здоровье, Развитие, Материальное благополучие. Отдых, Любовь, Власть, Слава. Комфорт, Статус, Образование. Личностный рост, Психология, Красота, Духовность.

И именно на основе наших ценностей и базируются приоритеты.

Знаешь ценности – можешь удачно расставить приоритеты.

Ценности меняются на протяжении жизни. Поэтому цели и приоритеты нужно строить на тех ценностях, которые актуальны на сегодня.

«Вопросы целей и приоритетов неотделимы от вопроса ценностей. Нельзя ответить на вопрос «Что для меня важнее, то или это?». Пока не ответишь: «Что для меня важно вообще, в принципе?». Благодаря тайм-менеджменту всего за несколько ходов переключаем внимания с технологических вопросов организации времени на мировоззренческие. Человек задумывается о том, для чего ему нужно достижение тех или иных результатов.» – Г. Архангельский

приоритет обучения    приоритет

  1. Спокойное отношение к ЛЮБЫМ делам – «здоровый пофигизм».

О его важности говорит так же А. Палиенко.

Председатель колхоза из анекдота:

– «Объясни, в чем секрет твоего успеха?»

– «Секрет — в методе трех гвоздей. Видите, у меня над столом вбиты три гвоздя. Когда сверху приходит указивка, я ее вешаю на первый гвоздь. Через некоторое время приходит напоминалка. Тогда я перевешиваю указивку на второй гвоздь, а напоминалку вешаю на первый. И когда я снимаю указивку с третьего гвоздя, я начинаю ее выполнять. И заметьте большинство указивок даже до второго гвоздя не доходит».

У военных тот же метод выражен еще проще: «Помни принцип ПВО: подожди выполнять — отменят».

Первый вопрос: нужно ли это делать вообще?  После этого вопроса стоит спросить себя: «Должен ли это выполнять именно я?»

  1. ПОСТФАКТУМ

Вспомните или выпишите из ежедневника за последние пару дней-неделю задачи, которые решались в ходе дня. Выделите из них наиболее приоритетные.

Чаще всего мы начинаем рассуждать так, приводит пример Г. Архангельский:  «Это — важно… Это — необходимо… Без этого совершенно невозможно… Это — «ко вчера»… Об этом просил сам Василий Сидорович…» Итог — все задачи приоритетны.

«Приоритет» — означает «тот, кто идет первым» (prior , «первый» по-латыни). Все дела не могут быть одинаково важными.

Поэтому сопоставьте то, что вы делали, с результатами того, что получили от этих действий.

  1. Игра «2 вещи»

В ежедневнике (идеально подходит планер My perfect day итоги дня) ежедневно в конце дня записывайте 2 вещи: самое значимое событие дня и самое бессмысленное занятие за день.

Затем просуммируйте и еженедельно и ежемесячно в итогах планера запишите самое значимое событие и самое бессмысленное занятие недели, а затем – месяца.

Определите к каким ценностям относятся эти события – это и есть ваши приоритеты сейчас. А бессмысленные дела покажут, что съедает ваше время. И вы подумаете как это изменить.

  1. Приоритеты и долгосрочные цели

Это один из самых сложных моментов.

«Невозможно одинаково интенсивно работать над десятком-другим долгосрочных целей одновременно. Насколько бы вам ни хотелось одновременно и создать бизнес, и стать популярным телеведущим. И иметь при этом пятерых детей — вряд ли все это получится совместить. Нужно выбирать, расставлять приоритеты. Это не значит обязательно отказываться от каких-то целей навсегда. Определить, какие цели для вас являются первоочередными на данный момент, — крайне важно» – Г. Архангельский

Именно поэтому в нашем планере мы сделали ежемесячные челленджи с заданиями (!). Где каждый месяц мы посвящаем одной сфере жизни. Улучшаем ее и тем самым гармонизируем и балансируем нашу жизнь. А это повышает продуктивность и результаты.

Самый простой способ взвесить долгосрочные цели. Использовать в качестве критериев 5–7 ваших ключевых ценностеий (см. пункт 2). Далее сделать все по матрице критериев (см. пункт 1).

«Определив сравнительную приоритетность долгосрочных целей, проанализируйте ваш ежедневник. Определите, сколько примерно %времен и вы выделяете на каждую из этих целей. Часто оказывается, что расходы времени на разные цели совершенно не совпадают с их приоритетностью. Наиболее значимому достается меньше всего времени.

Начинаем с техники экономии времени. Задать себе вопрос: «На что тратится мое время и как тратить его более рационально»? И мы придем к вопросу о целях своей деятельности. Без понимания целей невозможно выяснить, что более эффективно, а что менее; на что стоит тратить время, а на что — не стоит. Приходится определяться с целями, и самое главное — с приоритетами.

А вопросы целей и приоритетов неотделимы от вопроса ценностей» – Г. Архангельский. Поэтому, возвращаемся к пункту 2 и не пропускаем его больше)

ежедневник купить украина

  1. Таблица Эйзенхауэра и квадраты Стивена Кови

Эти методы известны всем, поэтому останавливаться на них не будем. Просто впишем их в наш список «Определить приоритеты»

У нас есть такие таблицы в бесплатном доступе) Просто поделитесь этой ссылкой «https://fluxblogua.wixsite.com/printables» в своих соц сетях с активным упоминанием нас (чтобы мы увидели).

Или пришлите ссылку перепоста/стори. И мы отправим вам 14+ полезных и оригинальных таблиц для планирования и самопознания.

  1. Метод «АБВ»

К каждому делу в ежедневнике пишите букву по важности:

А – жизненно важное; Б – важное; В – приятное.

  1. Когда все дела «срочно»

Здесь применяем коучинговые техники и отвечаем честно и письменно на вопросы:

  1. Что 100% необходимо сделать сегодня? – выписали
  2. Какие из этих срочных задач наиболее важны? – обвели в круг
  3. Может ли кто-то сделать какие-то дела, из тех, что не вошли в пункт 2? – отметить
  4. От каких задач можно отказаться или воспользоваться методом председателя из пункта 3?

 

Вот такие 9 оригинальных способов выбора приоритетов.

Какие из этих методов используете вы? Что нравится? Может у вас есть свой метод – поделитесь, очень интересно!)

 

Leave a Reply